Коллекция картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха

в Государственном художественном музее Латвии

Публикуется по: NICHOLAS ROERICH: Paintings from the collection of the Latvian State Museum of Art (including paintings by Svetoslav Roerich). Riga: Uguns, 1999. (На английском, латышском и русском языках.) С. xxvii–xxxii.
© Ксения Рудзите, Юрий Борисов, 1999

Приложение:
Все картины
Каталог картин

В Государственном художественном музее Латвии хранится коллекция произведений Николая Константиновича Рериха.* * Все картины этой коллекции можно также посмотреть в специально отведённом для них разделе на сетевых страницах Музея Н.Рериха в Нью-Йорке. — Ред. сборника (2005)Выдающийся художник, Н.К.Рерих внёс огромный вклад в русскую и мировую культуру, всё значение которого ещё предстоит оценить.

Важное место среди стран, с которыми соединено его имя, принадлежит Латвии. Как известно, связь Н.К.Рериха с нашей страной имеет давние корни, основываясь как на родственных узах, так и на дружеских и деловых контактах.11. См.: Рудзите Г.Р. Рерих и Прибалтика // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. М., 1978. С.123–36; Рудзите Г.Р. «За други своя». Рерих и Латвия // Даугава. Рига. 1987. №7–8. С.93–9; Рудзите Кс.Е. Вестники Добра и Красоты. Рижская коллекция произведений Николая и Святослава Рерихов // Утренняя звезда. №1. М.: МЦР, 1993. С.184–9; Карклиня И.-Г.Н. Капли живой воды. Самара, 1997. Здесь в 30-е годы активно работало носившее имя Рериха культурное общество, при котором был создан музей с коллекцией его картин. Таким образом, история появления их в Риге неотделима от истории этого общества.

Общество, которое было официально зарегистрировано в 1930 году в Риге под названием Общество друзей Музея Рериха в Латвии, выросло из небольшого кружка близких по духу людей, разделявших взгляды и убеждения Н.К.Рериха. К этому времени он был всемирно известным художником и общепризнанным водителем растущего международного движения Пакта и Знамени Мира.

В популяризации этих идей и художественного творчества Н.К.Рериха видело свою первоочередную задачу и латвийское Общество. В этой связи первый его председатель врач Ф.Д.Лукин (1875–1934) получает от Рериха в 1931 году письмо с советом: «[Сказано], что в Риге должно быть не только Общество, но и Отделение Музея. Для этого из Нью-Йорка будет прислана группа моих картин, для начала от 10 до 20 вещей»22. Письмо Н.К.Рериха к Ф.Д.Лукину от 26.07.1931 г. (архив Латвийского общества Рериха)..

Первые шесть произведений (Монастырь в Сиссу; Жилище такура; Деревня Карданг; Тибетский стан. Кейланг; «Ом мани падме хум»; Бхагаван) пришли в Ригу в середине 1932 года из Нагара в Индии, где жили тогда Рерихи. Вслед за ними в декабре из Парижа были получены ещё две картины (Твердыня Тибета и Брахмапутра), а из Нагара были посланы четыре эскиза из серии «Листы Тибетского альбома». Рамы для большей части картин — гладкие, из тёмного дерева, со слегка скруглёнными краями — были изготовлены в одной из рижских мастерских по эскизам самого художника.Фото помещений общества И вскоре оформленные таким образом картины вместе с несколькими десятками репродукций уже висели в маленьком особнячке на улице Сколас, 29, где располагалось тогда Общество.

Основная часть картин была получена в 1937 году. Первыми из Индии в Ригу были доставлены два небольших этюда с видами Гималаев, а из Парижа — полотно Священные Гималаи с изображением Канченджанги (подаренное в 1938 г. президенту Латвии К.Ульманису). В феврале жена художника Елена Ивановна Рерих пишет поэту Рихарду Рудзитису, возглавившему Общество в 1936 году: «Но самая большая посылка, самая прекрасная, ещё ждёт отправки. Отбирали мы эти картины вместе с Н[иколаем] К[онстантиновичем], и среди них имеются мои любимые. Буду просить обратить особое бережное внимание на Сострадание — это моя самая любимая... Радуюсь, что эти чудесные симфонии красок будут светить и звучать среди близких сердцу»33. Письмо Е.И.Рерих к Р.Я.Рудзитису от 19.02.1937 г. (там же).. В апреле она сообщает Рудзитису: «Сегодня идёт упаковка картин. Доверяем Вам сокровища. Посылаются самые лучшие, самые любимые. Это придаст ещё больше значения Вашему центру и даст возможность многих встреч»44. Письмо Е.И.Рерих к Р.Я.Рудзитису от 15.04.1937 г. (там же).. Посылка пришла в Ригу в конце июля — 26 произведений самого мастера и 8 работ Святослава Рериха. А чуть раньше была получена картина Кришна.

Торжественное открытие музея, приуроченное к 50-летию творческой деятельности Н.К.Рериха и началу работы Первого конгресса балтийских обществ Рериха, состоялось 10 октября того же года в светлых, просторных помещениях на ул. Элизабетес, 21а–7.фото помещений

К этому времени Общество с его музеем становится одним из важных культурных центров города, здесь организуются выставки, проводятся лекции, устраиваются поэтические и музыкальные вечера. Благодаря деятельности Общества, имя Н.К.Рериха приобретает в Латвии широкую известность, и в латвийской прессе часто появляются публикации, посвящённые самому художнику и музею. По совету Рериха в музее открывается отдел Балтийского искусства.

Формированием художественной коллекции занимались в основном председатель Общества Рихард Рудзитис и секретарь Гаральд Лукин, который щедро давал средства и на приобретение новых картин, и на издание в 1939 году большой монографии «Рерих» на русском и английском языках с многочисленными репродукциями, включая произведения из музея Общества.55. Рерих. Ч.1. Статьи Вс.Н.Иванова и Э.Голлербаха. Рига: Rericha muzejs, 1939; Roerich. Text by Barnett D.Conlan. Riga: The Roerich Museum, 1939.

Музей пополнялся разными путями. Так в 1937 году у рижских коллекционеров была куплена картина Рериха «Первобытные люди», в 1938 году — Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. Четыре работы (этюд Альпы и рисунок Цонкапа, а также два рисунка Святослава — Тибетец и Портрет Н.К.Рериха) принадлежали секретарю Рериха В.А.Шибаеву. Одно время в музее экспонировались эскиз для мозаики мастера «Святые Борис и Глеб» и полотно «Град обречённый» из частных рижских собраний. К концу тридцатых годов в коллекцию музея входило 55 произведений Николая и Святослава Рерихов, а также около 100 картин мастеров латышского, литовского, русского, эстонского, финского изобразительного искусства.

Приход советских войск в Латвию в июне 1940 года в корне изменил судьбу Общества. В августе, в ходе ликвидации всех неугодных властям организаций Латвии, было закрыто Общество Рериха, а с ним и его музей. Картины Николая и Святослава Рерихов поступили в Рижский городской художественный музей66. В 1945–64 гг.: Государственный музей латышского и русского искусства Латв.ССР; в 1964–91 гг.: Художественный музей Латв.ССР; с 1991 г.: Государственный художественный музей (ГХМ) Латвии.. В июне 1941 года Ригу захватили немцы, и спустя год одиннадцать картин (Кулута, Охота, Фудзияма и др.) были взяты из музея для украшения интерьеров разных военных учреждений, в том числе Дома офицеров. Узнав об этом, Рудзитис, Лукин и Катрина Драудзинь обратились в Департамент общественных дел с просьбой передать картины им на хранение, и в апреле–октябре 1943 года 46 произведений Рерихов были возвращены рериховцам и перевезены в подвал дома Милды Риекстини-Лицис.

После войны, с возвращением советской власти, в Латвии прошла новая волна репрессий. Объявленные политически неблагонадёжными, в 1948–49 гг. были арестованы многие бывшие члены Общества. Их собственность, а также обнаруженные у них картины Рерихов были конфискованы. В 1950 году коллекция была вновь передана в государственный музей и с тех пор входит в его общее собрание.

Как следует из архивных материалов, из коллекции музея в 40-х годах пропало семь произведений Н.К.Рериха — Ламаюра (1936, размер приб. 65×100 см); «Горное озеро. Тибет» (1936, приб. 47×79); Гималаи (1936, приб. 47×79); «Гималаи. Утро» (1937, приб. 30,5×45,5); Шекар-дзонг (1937, 30,5×45,5); Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого (1914, приб. 51×76); «Первобытные люди» (1905).** Одна из этих картин — Шекар-дзонг — в 2003 г. внезапно обнаружилась в Москве, куда была продана из Германии. Это отчасти подкрепляет предположение секретаря Общества Гаральда Лукина о том, что картины эти были вывезены из Латвии одним известным местным чиновником по делам искусств, выехавшим в Германию ближе к концу Второй мировой войны. — Ред. сборника (2005) Также неизвестна судьба полотна Священные Гималаи, подаренного президенту Латвии К.Ульманису. Вначале оно находилось в его рабочем кабинете, позже — в его загородной резиденции «Даудери». По некоторым сведениям, эту картину видели там последний раз в 60-х годах.

В музейное собрание не входит картина С.Рериха Карма Дордже, находившаяся при аресте Р.Рудзитиса в его квартире. По воспоминаниям дочери поэта Гунты Рудзите77. Гунта Рудзите — старшая дочь Рихарда Рудзитиса, филолог и искусствовед, президент Латвийского общества Рериха с 1988 года., когда конфискованное имущество грузили в машину, картина не поместилась в неё из-за своих больших размеров и была отдана чекистами за соответствующую мзду88. А именно — за две бутылки водки. хозяину дома Р.Зиединьшу, который хранил у себя полотно до возвращения поэта из лагерей.

В 1952 году картины Рерихов по приказу властей были помещены в музейный спецфонд, как и работы других художников-эмигрантов и так называемых «формалистов», — выставлять их было запрещено.

Новый период в истории коллекции наступил в 1958 году. Впервые за долгие годы значительная часть картин была показана на выставке произведений Н.К.Рериха в Москве, организованной вернувшимся из Индии на родину старшим сыном художника Юрием Рерихом, учёным-востоковедом с мировым именем. С тех пор они регулярно экспонируются на выставках в Латвии и за её пределами, а с 1974 года в Государственном художественном музее по инициативе Гунты Рудзите открыт отдельный зал с постоянной экспозицией лучших произведений Николая и Святослава Рерихов.

Этот небольшой исторический обзор99. При написании обзора, кроме опубликованных источников, использованы документы из архива Латвийского общества Рериха и материалы ГХМ Латвии. позволяет лучше понять своеобразие рижской коллекции. В Общество посылались картины из числа последних, написанных незадолго до отправки, созданные с 1931 по 1937 годы. Таким образом, в них отражены идеи, образы, темы и стилистические особенности живописи Н.К.Рериха 30-х годов. Работы отбирались самим мастером для конкретного музея, что придаёт коллекции особую целостность, а такие полотна художника, как На высотах (Тумо), Путь, Сострадание, принадлежат к подлинным шедеврам его творчества.

В период жизни в Индии характерные черты живописи Рериха получили дальнейшее развитие. Стремление художника выявить сокровенные качества цвета находит благодатную почву среди горных высот с их разрежённой атмосферой, сообщающей окружающему особую цветовую насыщенность. Отличающая искусство Рериха обобщённость, монументальность форм достигает особой убедительности в изображении поистине «несравненных» Гималаев, а богатейшая галерея исторических и фольклорных мотивов постоянно пополняется за счёт неисчерпаемого религиозно-философского и мифологического наследия Азии.

«Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остаётся, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та лёгкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нём...»1010. Письма Елены Рерих. Рига: Угунс, 1940. Т.1. С.175., — писала Е.И.Рерих, вдохновительница многих его произведений.

Обратимся к темам и образам картин рижской коллекции, во многом связанным с учением Живой Этики, составляющим основу мировоззрения Рериха. В этих работах, особенно в сюжетных полотнах, художник раскрывает своё понимание глубинных законов мироздания.

Мыслью о единстве и взаимосвязи всего сущего проникнуто полотно На высотах (Тумо),Картина: На высотах (Тумо) где на заснеженной вершине изображён отшельник в позе созерцания1111. Тумо (тиб. письм. gtum-mo) — внутренний жар, возникающий после длительного созерцания в результате особой техники внутренней абсорбции дыхания (Рерих Ю.Н. Тибетско-англо-русский словарь с санскритскими параллелями. Вып.3. М.: Наука, 1985. С.345лев., 344).. Горные пики, уступами уходящие ввысь, предстают как ступени гигантской лестницы, восходящей от земли к небу; заполняя пространство, они передают ощущение неразрывности разных уровней бытия. Человек, носитель одухотворённого, творческого начала, выступает как связующее гармоничное звено между частями этого прекрасного и величественного мира, в котором царствуют чистые сочетания белого и синего.

Внутренняя насыщенность картины, богатство граней видения мира, заложенное в ней — как предчувствие космичности духовных достижений, суждённых человечеству, — действуют подобно магниту, увлекая за собой зрителя и пробуждая множество новых чувств и ассоциаций.

В работе ПутьКартина: Путь художник обращается к извечному вопросу о смысле жизни. Духовное совершенствование, самоотверженный поиск истины и неотступное следование ей — таково, по убеждению мастера, наше предназначение. Путь, ведущий к высшей цели, — это подвиг, совершаемый здесь, на земле, «руками и ногами человеческими». Композиция построена на противоборстве вертикальных линий заострённых силуэтов гор и стремительно несущегося потока. Напряжение усиливают острые скалы с резкими контрастами светотени на переднем плане картины. Написанные в тяжёлых коричневых тонах, они олицетворяют косность, грубость материи, которую по неимоверно узкой тропинке преодолевает одинокий Путник. В его хрупкой, светлой фигуре угадывается и распятие, и самозабвенное устремление в беспредельную синеву далей, откуда берёт начало светящийся поток бытия. И сами приходят на ум слова из книги Живой Этики:

Спросят: как перейти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездну —

Красиво, бережно и стремительно.12

12. Листы Сада Мории («Зов»). 3-е изд. Рига: Угунс, 1994 (1-е изд. — Paris, 1923). [Заключение]. (Учение Живой Этики. Кн.1.)

Тема духовного подвига и самоотречения в любви к человеку звучит и в картине Бхагаван (Благословенный),Картина: Бхагаван (Благословенный) посвящённой великому индийскому подвижнику Шри Рамакришне. Совершая поклонение согласно традициям разных религий, он познал на опыте, что все они приводят к одной и той же цели — слиянию с Высшим, и принёс эту Истину людям. Картина отличается подчёркнутой лаконичностью, почти суровостью форм и красок — это мир, лишённый обывательских радостей и земного благополучия. Богатство «нищего» монаха, переданное сиянием духовного ореола, — совершенно иного свойства. Согласно одному из объяснений, это «три сферы достижений». «Подвиг, синтез и настороженная зоркость выражаются трёхцветным пламенем. Подвиг — серебряное, синтез — зелёное и настороженность — жёлтое. Эта триада достигается упражнением сознания в различных условиях жизни. Можно указать на эту триаду как на овладение условием самопожертвования»1313. Агни-Йога. 4-е изд. Рига: Угунс, 1996 (2-е изд. — Рига, 1937). §461. (Учение Живой Этики. Кн.4.).

СостраданиеКартина: Сострадание принадлежит к числу самых выразительных картин коллекции. В ней нашли художественное воплощение важнейшие идеи учения Живой Этики — о милосердии, самопожертвовании, победе добра, достигаемой не насилием, а силой преображения, просветления сознания.

В основе композиционного решения картины — взаимодействие диагональных линий, контрасты светотени, противопоставление цветовых пятен, зримо воплощающие идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости. Благородный силуэт ламы со склонённой головой словно излучает внутренний свет и покой. Как известно, в философии буддизма абсолютный покой заключает в себе высшее напряжение и творчество духа. Именно такая сила, утверждает художник, стоит на страже жизни, принимая на себя стрелы смерти и безликого разрушения.

Важное место в творчестве художника занимает образ Женщины — Матери, охранительницы, вдохновительницы. О чистом женском сердце, исполненном сострадания, прощения и любви, перед которым отступают все преграды, все догмы, говорит небольшой эскиз Madonna Laboris (Труды Мадонны).Картина: Madonna Laboris (Труды Мадонны) Он написан на сюжет христианской легенды о Богоматери, что приводится Рерихом в книге Держава Света:

«Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: „Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю“.

И сказал Господь: „Пойдём, Пётр, ночным дозором“.

Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и поднимает по нему какие-то души.

Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: „Ш-ш! не мешай!“»1414. Рерих Н.К. Женщинам // Держава Света. Southbury, Conn.: Alatas, 1931. С.50–51..

Мощные неприступные стены, окружающие небесный град, подчёркивают глубину сострадания Богоматери и тонкость серебряной нити, протянутой вниз, к страждущим спасения. Так тонкое, обладая великой духовной силой, оказывается самым прочным, способным прийти на помощь и вывести даже из тьмы ада души, взыскующие света. Некоторая условность деталей и характерные черты облика Богородицы близки стилистике русских икон.

Картина Сергиева пустынь — одна из многих,Картина: Сергиева пустынь посвящённых Рерихом великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому. На рубеже искрящихся снегов и бескрайних небесных просторов высится православный храм как символ единения и неколебимой духовной мощи. В облике храма отражены типичные черты каменного зодчества русского Севера. Живописное решение картины строится на тончайших цветовых переходах, передающих глубину и прозрачность воздушного пространства и перламутровые переливы белых стен, сияющих в лучах утреннего солнца.

В рижской коллекции немало этюдов, представляющих собой чистый пейзаж. Гималаи, Тибет, Монголия, Ладакх — места, пройденные художником во время путешествий. Практически все его работы индийского периода так или иначе связаны с горами. «Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человеческие слова исходят на снежных высотах»1515. Рерих Н.К. Алтай–Гималаи. М., 1974. С.201., — писал Рерих. Всё увиденное им претворяется в необычный, сразу узнаваемый мир рериховских полотен. Произведения «Мастера гор» (так называли его в Индии) исполнены внутренней динамики, в них явственно ощущается пульсация огня жизни, пронизывающего всё мироздание.

Очевидно, в этом художнику помогал необычный дар духовного прозрения в «могущественные цвета Божественного неба и земли» и «вечное цветное одеяние духа».1616. Рерих Н.К. Одеяние духа. I // Пути Благословения. New-York–Paris–Riga–Harbin: Alatas, 1924. С.68, 71. Один из красивейших пейзажей коллекции — большое полотно Кулута — построен на особенно звучных и чистых сочетаниях синих тонов, спектр которых здесь необычайно широк — от голубого цвета реки до лазури неба и ультрамариновых теней на склонах гор. Усиленные белым цветом снега и облаков, эти переходы создают ощущение торжественности и покоя.Картина: Кулута Величественная панорама Западных Гималаев предстаёт как символ небесной обители святых и мудрецов, в древности живших и творивших в долине Кулу, о чём повествуют многочисленные местные предания. Изваяние покровителя долины Гуга Чохана, изображённое справа, и поныне стоит близ дома Рерихов.

Красочные эффекты живописи Рериха связаны с особенностями техники темперы, в которой он работал. Темпера даёт бархатистую ровную поверхность, поглощая свет и усиливая интенсивность каждого тона. Художник сам готовил краски, используя присылавшиеся из Лондона и Парижа красочные пигменты. Рижские картины написаны на мелкозернистых гладких холстах, покрытых тонированным грунтом. Манера наложения красок разнообразна. Чаще всего живописная поверхность гладкая, но нередко художник использует фактуру, в светлых местах накладывая краски густыми отдельными мазками. Быстросохнущие темперные краски позволяли художнику работать по сухой поверхности, чередуя красочные слои, чтобы добиться особой глубины тона. Светоносность цвета, а также тонкие, едва уловимые тональные переходы достигаются прозрачностью верхнего слоя, сквозь который просвечивают предыдущие слои.

Рижские работы подписаны характерной монограммой, которой художник стал пользоваться с 1910 года.1717. Письмо Н.К.Рериха к В.А.Шибаеву от 30.04.1922 г. (архив Латвийского общества Рериха). Опубл.: Беликов П.Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск. 1994. С.97. Форма и рисунок монограммы, повторяющей древний знак Христа, менялись с годами. В рижской коллекции монограмма обычно синяя, находится в нижнем углу, рисунок букв закруглённый.

Живопись Н.К.Рериха — это гимн красоте Космоса, которая зовёт и возносит человека. К его творчеству в полной мере можно отнести слова: «Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа».1818. Листы Сада Мории («Зов»). 3-е изд. Рига: Угунс, 1994. §2 (1-е изд. — Январь 1, 1921). (Учение Живой Этики. Кн.1.)

Творчество художника и культурного деятеля Святослава Рериха, младшего сына Н.К.Рериха, представлено в коллекции двумя рисунками, относящимися к середине 20-х годов, и восемью картинами, написанными в 30-е годы. В этих произведениях, созвучных искусству Н.К.Рериха и вместе с тем отмеченных индивидуальностью автора, по-своему преломляются близкие обоим творцам идеалы красоты и духовности.

Жизненный путь Святослава Рериха начался в 1904 году в Петербурге, а завершился в 1993 году в Индии, в Бангалоре. Между этими двумя датами лежала длинная, наполненная событиями и разносторонней плодотворной деятельностью жизнь.

С рождения находясь в исключительно благоприятной для творческого развития атмосфере, С.Рерих мог в полной мере реализовать свои наклонности и стремления. Одновременно с живописью он увлекался ботаникой, сценографией, историей искусства, изучал архитектуру в Колумбийском и Гарвардском университетах, помогал отцу в работе над декорациями к оперным постановкам в Лондоне и Чикаго, во второй половине 20-х годов руководил основанным Н.Рерихом Международным центром искусств в Нью-Йорке. Все эти обстоятельства способствовали ранней творческой зрелости художника, и когда Святослав Рерих решил полностью посвятить себя живописи, он сразу заявил о себе как талантливый сложившийся мастер.

В Индии, с которой он связывает свою жизнь в 30-е годы, дар художника совершенствуется, более чётко определяются его художественные пристрастия. В картинах этого периода, представленных в рижской коллекции, художник проявился как тонкий наблюдательный живописец, способный глубоко раскрыть внутреннюю сущность человека в портрете и передать в пейзаже всё красочное своеобразие индийской природы.

Среди произведений С.Рериха важное место занимают портреты отца. Одна из лучших картин коллекции — Портрет академика Н.К.Рериха (1937).Картина: Портрет академика Н.К.Рериха Художник изображён в своём рабочем кабинете. Аскетическую простоту образа подчёркивает сдержанный колорит, построенный на переходах серо-коричневых тонов. Раскрытая книга на столе, мудрый, проницательный взгляд художника создают ощущение, что мастер стремится приобщить нас к своим знаниям, к своему духовному опыту.

Многие картины С.Рериха отмечены неожиданным композиционным решением, богатством красочной палитры, передающей удивительные эффекты освещения, как, например, Гундла и Радуга водопада.

Особое место среди произведений С.Рериха, хранящихся в Риге, занимает полотно Карма Дордже.Картина: Карма Дордже В этой философски обобщённой композиции синтезированы в единое художественное целое и портрет, и пейзаж. Тибетский йог, друг семьи Рерихов, изображён на фоне горного пейзажа. Ярко индивидуальный образ воспринимается тем не менее символически — как духовный идеал, олицетворяющий гармонию человека и природы. Работа построена на тонком сочетании красок земли и неба, богатых нежными оттенками тёплых и холодных цветов.

Для живописи С.Рериха характерна мягкая красочная гамма с лёгкими переходами тонов и оттенков, гораздо реже он использует открытый цвет. Линия рисунка у него пластичная и гибкая, в отличие от обобщённых конструктивных форм на полотнах отца. Уже по немногим рижским работам можно судить о том, что сердце художника отдано жанру портрета.

«Красота — это реальность, и, открывая эту красоту, мы несём её другим и тем самым служим человечеству»19, — 19. Тюляев С.И. Святослав Николаевич Рерих // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. М., 1978. С.245.в этих словах С.Рериха можно видеть девиз его творчества.

Картины Николая и Святослава Рерихов находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира. И хранящиеся в Риге произведения — лишь малая часть их огромного художественного наследия. Но часть неповторимая и поистине бесценная. Это дар сердца друзьям, светлый и жизнеутверждающий, который давно стал неотъемлемой частью культурного богатства нашей страны.